Портал персональных курсов. Узнал, запомнил, воплотил.

Программирование На C++

1. Создание вашей первой программы на C++

Привет! Готовы создать свою первую программу на C++? 🎉
Не переживайте, это проще, чем кажется. 🤓

Прежде всего, нужен компилятор C++, установленный на компьютере. 💻
Если его нет, найдите бесплатную загрузку в Интернете. 🌐

Откройте редактор кода и создайте новый файл. Назовите его hello.cpp.
Не забудьте расширение .cpp, которое сообщает компьютеру, что это файл C++. 📝

Напишем первую строку кода:

#include <iostream>

Компьютеру нужно «включить» библиотеку iostream. Библиотека позволяет программе вводить и выводить данные. 👍

Далее напишем функцию main, которая является точкой входа в программу.

int main() {

}

Между фигурными скобками будет код, который выполняет программа.

Сделаем программу простой.
Введите следующую строку:

std::cout << "Hello, world!";

Это сообщает, что нужно вывести «Hello, world!» к консоли. 👋

Пришло время скомпилировать и запустить программу.
Откройте терминал и перейдите в каталог, где сохранен файл hello.cpp.

Введите команду и нажмите Enter:

g++ hello.cpp -o hello

Команда «скомпилирует» файл hello.cpp в исполняемую программу с именем hello.

Наконец, введите команду для запуска программы:

./hello

Ваша программа выведет "Hello, world!" на экран. 🌎👋

Поздравляем! Вы успешно написали и запустили свою первую программу на C++. 🎉

Не забудьте поделиться своим успехом с друзьями и семьей!

2. "Переменные и типы данных в C

Добро пожаловать на второй урок по программированию на C++! Сегодня мы расскажем про переменные и типы данных.

Переменные похожи на контейнеры. Они хранят разные типы информации, такие как числа или текст.

В C++ есть различные типы данных для разных целей. Например, int для целых чисел, float для десятичных чисел, char для символов и string для текста.

Рассмотрим подробнее различные типы данных:

  • int: хранит целые числа (1, 2, 3).
  • float: хранит десятичные числа (1,5, 2,75, 3,1415).
  • char: хранит символы («a», «b», «c»).
  • string: хранит текст («привет», «мир», «С++ — это круто!»).

Для использования переменных и типов данных создадим код:

#include <iostream>
using namespace std;

int main() {
  int myNumber = 42;
  float myFloat = 3.14;
  char myChar = 'A';
  string myString = "Hello World!";

  cout << "My number is " << myNumber << endl;
  cout << "My decimal is " << myFloat << endl;
  cout << "My character is " << myChar << endl;
  cout << "My string is " << myString << endl;

  return 0;
}

В этом коде мы объявили четыре переменные с разными типами данных. Далее присвоили им значения и распечатали при помощи cout.

С практикой использования переменных и типов данных можно освоиться самостоятельно. Ждем вас на третьем уроке!

3. "Условные утверждения для принятия решений

Вы когда-нибудь играли в игру, где нужно было принимать решения? 🎮

Подобно играм, при написании кода на C++ часто требуется принятие решений на основе определенных условий. В таких случаях приходят на помощь условные операторы!

👉 Условные операторы помогают принимать решения при написании кода. Думайте о них как о утверждениях «если-то».

Например, представьте, что вы разрабатываете игру, в которой игрок собирает драгоценные камни. Чтобы выиграть, ему нужно собрать достаточное количество камней. С помощью условного оператора вы можете проверить, собрал ли игрок все нужные камни, и отобразить соответствующее сообщение. Например, «Поздравляем! Вы выиграли игру!» 🎉

В C++ наиболее распространенным условным оператором является оператор if. Он выглядит следующим образом:

if (условие) {
  // код, который будет выполнен, если условие истинно
}

Условие – это логическое выражение, которое принимает значение true или false. Если Условие равно true, то код внутри фигурных скобок будет выполнен. Если Условие равно false, код внутри фигурных скобок не будет выполнен.

👉 Логические выражения – это сравнения, которые дают результат true или false. Для создания логических выражений можно использовать операторы сравнения, такие как == (равно), != (не равно), < (меньше), > (больше), <= (меньше или равно) и >= (больше или равно).

Вернемся к нашей игре по сбору драгоценных камней. Проверим, собрал ли игрок их все, чтобы вывести соответствующее сообщение:

int numGems = 10;

if (numGems >= 10) {
  cout << "Поздравляем! Вы выиграли игру!" << endl;
}

В этом примере оператор if проверяет, является ли значение переменной numGems больше или равным 10. Поскольку это так, выводится сообщение о победе. 🏆

Условные операторы – важная часть программирования на C++. Они помогают принимать решения и управлять потоком вашего кода. Следующий раз, когда вы будете играть в игру, подумайте, как можно использовать условные операторы, чтобы сделать игру еще более увлекательной.

4. "Циклы: повторение кода в C

Привет 👋 и добро пожаловать на наш урок по Циклам в C++! 🎉

Если вам надоело многократно писать один и тот же код, и вы хотите автоматизировать свои программы, то сегодня повезло, потому что вам помогут петли! 💪

Циклы позволяют повторять блок кода много раз без необходимости его повторения. 💻 Это экономит ваше время ⏰, силы и улучшает эффективность вашего кода.

В C++ есть два основных типа циклов: Цикл for и Цикл while.

Цикл for используется, когда вы точно знаете, сколько раз вы хотите повторить определенную операцию. В цикле for вы можете контролировать количество итераций с помощью переменной-счетчика. 🤓

Вот пример:

for (int i = 0; i < 10; i++) {
  // код для повторения
}

Этот цикл повторит код внутри скобок 10 раз, потому что переменная i начинается с 0 и каждый раз увеличивается на 1, пока не достигнет 9.

Цикл while используется, когда вы не знаете, сколько раз вы хотите повторить определенную операцию, но хотите, чтобы код выполнялся до тех пор, пока выполняется определенное условие. 🤔

Вот пример:

while (условие истинно) {
  // код для повторения
}

Код внутри квадратных скобок будет работать до тех пор, пока условие истинно. Однако нужно быть осторожным, ведь если условие всегда будет истинным, вы можете получить бесконечный цикл! 😱

Циклы - мощный инструмент C++, который помогает писать более эффективный и динамичный код. ⚡️

Так что продолжайте экспериментировать с циклами и посмотрите, как они могут сделать вашу жизнь программиста намного проще.

5. "Массивы: хранение нескольких значений в C

Добро пожаловать на Урок 5! Сегодня мы поговорим о массивах 🎉

Бывало ли у вас так, что нужно было хранить много данных? 🤔 Массив - идеальный инструмент для такой задачи! Это похоже на большой контейнер, который может содержать несколько значений одного типа 📦

Давайте узнаем, как создать массив 👩🏫 В C++ вы объявляете массив, указав тип данных, квадратные скобки, и имя массива. Например, если вы хотите создать массив целых чисел с именем myArray, вы должны написать:

int myArray[5];

[5] сообщает C++, что вы хотите создать массив из 5 элементов!

Чтобы заполнить массив значениями, вы можете использовать цикл 🔄 Это удобный способ установить или получить все значения, хранящиеся в вашем массиве!

Давайте посмотрим на пример:

int myArray[5];

for(int i = 0; i < 5; i++) {
    myArray[i] = i + 1;
}

Это код присваивает значения 1 первому элементу, 2 второму элементу и так далее до пятого элемента.

Вы также можете получить доступ к отдельным элементам в массиве, указав их индекс. Не забудьте начать отсчет элементов с 0! Например:

int myArray[5] = {10, 20, 30, 40, 50};

cout << myArray[1]; // выведет 20

Итак, на сегодня все! Вы узнали, как хранить несколько значений в C++ с помощью массивов 🤩 Удачного кодирования!

6. "Функции: модуляризация кода на C

В этом уроке мы рассмотрим Функции в языке программирования C++. 🎓

Функции - это своего рода мини-программы внутри основной программы. Они не только облегчают чтение кода, но и помогают организации программы. 🤓

// Пример функции на C++
int addNumbers(int a, int b){
   int sum = a + b;
   return sum;
}

Тип возвращаемого значения функции определяет, какие данные будут возвращены функцией. В данном примере типом возвращаемого значения является int. 😎

Функция состоит из трех частей: заголовок функции, тело функции и вызов функции.

// Пример вызова функции на С++
int num1 = 5;
int num2 = 10;
int result = addNumbers(num1, num2); // Вызов функции

Void-функции - это функции, которые не возвращают значений:

// Пример void-функции на С++
void printHello(){
   printf("Hello World!");
}

Функции могут иметь параметры, которые передаются при вызове функции.

// Пример функции с параметрами на С++
int multiply(int a, int b){
   int result = a * b;
   return result;
}

Функции упрощают повторное использование кода, что уменьшает время разработки и количество ошибок. 🚀

7. "Указатели: работа с памятью в C

Добро пожаловать на новый урок! 👋 Сегодня мы изучим возможности указателей в C++! 😎

Давайте начнем с основ - что такое указатели? 🤔 Вкратце, указатели - это переменные, которые хранят адреса памяти в качестве своих значений. Они могут указывать на любой тип данных и позволяют более прямо работать с памятью и более эффективно использовать ее. 🧠

Почему особенно важны указатели в C++? Во-первых, они позволяют передавать данные между функциями без необходимости создания копий, что экономит много памяти и увеличивает производительность. Кроме того, указатели необходимы для работы с динамическими структурами данных, такими как связанные списки или деревья. 🌳

Давайте рассмотрим пример кода, чтобы увидеть указатели в действии! 🚀

int main() {
    int num = 10; // обычная целочисленная переменная
    int *ptr = &num; // переменная-указатель, указывающая на адрес памяти num
    cout << "Значение переменной num - " << num << endl;
    cout << "Адрес переменной num - " << &num << endl;
    cout << "Значение переменной-указателя ptr - " << ptr << endl;
    cout << "Значение, на которое указывает ptr - " << *ptr << endl;
    return 0;
}

В этом коде мы объявляем обычную целочисленную переменную num и переменную-указатель ptr, указывающую на адрес памяти num. Затем мы используем оператор &, чтобы получить адрес памяти num и присвоить его ptr. Затем мы можем использовать оператор * для разыменования ptr и доступа к значению, на которое он указывает. 🤓

С помощью указателей мы также можем создавать динамические массивы и манипулировать ими, что может быть невероятно полезно в определенных ситуациях. Например, мы можем создать массив целых чисел с помощью указателя следующим образом:

int *arr = new int[5];

Это динамически выделяет 5 целых чисел в памяти и возвращает указатель на первый элемент. Затем мы можем получать доступ и изменять элементы массива, используя арифметику указателя. 🔢

В целом, указатели - это невероятно мощный инструмент в C++, позволяющий более прямо работать с памятью и более эффективно использовать ее. Поняв указатели, Вы сможете писать более сложные и эффективные программы на C++. Удачи!

8. "Классы и объекты в C

Привет, изучающие C++! Сегодня давайте погрузимся в увлекательный мир классов и объектов в C++.

🤔 Прежде всего, что такое классы и объекты? Думайте о классах как о шаблонах для создания объектов. Объекты, с другой стороны, являются экземплярами класса.

🏡 Аналогия может быть строительство дома. Шаблон подобен классу, который определяет структуру, фундамент и планировку дома. Таким образом, объект — это физический дом, который был построен с использованием спецификаций шаблона.

👩💻 В программировании класс содержит методы (функции) и атрибуты (переменные), которые определяют его поведение и свойства. Эти методы могут быть вызваны для объекта класса, а атрибуты могут быть доступны и изменены через объект.

💻 Рассмотрим пример. У нас есть класс с названием Car, который имеет атрибут color и метод drive(). Мы можем создать объект класса Car определенного цвета, например myCar = new Car("blue"), а затем вызвать для него метод drive() оператором точки, например myCar.drive().

🚗 Наша машина теперь движется в холодно-синем цвете. Но это еще не всё!

🤝 Мы также можем создавать отношения между классами, используя ассоциацию, композицию и наследование. Это позволяет повторно использовать код, лучше организовывать наши программы и создавать более сложные системы.

🧬 Например, можно создать класс Vehicle, который имеет общие атрибуты и методы, общие для всех типов транспортных средств. А затем создать такие классы, как Car и Truck, которые наследуются от класса Vehicle и добавляют свои уникальные атрибуты и методы.

🧑🤝🧑 Таким образом, классы и объекты позволяют нам моделировать концепции и отношения реального мира в наших программах.

🚀 Теперь, когда вы овладели базовыми понятиями классов и объектов в C++, приготовьтесь вывести свои навыки программирования на новый уровень и создать потрясающие программы.

9. "Наследование: повторное использование кода в C

Привет, 🙌

Сегодня расскажу о крутой штуке в программировании на C++, которая позволяет экономить время ⏰ и писать более качественный код. Это наследование! 🎉

Для простоты обяснения, представим, что пишем программу, которая работает с различными типами транспортных средств 🚗. Скорее всего, придется писать множество похожих функций для автомобилей, грузовиков, мотоциклов и т.д. Именно здесь и пригодится базовый класс 📖, в котором будет реализована общая функциональность.

А теперь внимание! После написания базового класса 👦 его можно унаследовать 🏎️ для создания подклассов 🚲. Это значит, что можно использовать весь код из базового класса в новых подклассах и добавлять к нему свои изменения, не переписывая с нуля 🎓.

Так, если захочется добавить в программу класс спортивных автомобилей 🏎️, можно унаследовать его от базового класса и добавить нужные методы только для спортивных автомобилей. Это сильно экономит время и силы 🚀.

Какая выгода от наследования в C++? Вот несколько преимуществ:

  • Экономия времени и усилий при повторном использовании кода 🔄.
  • Простое обслуживание 🛠️: если нужно изменить что-то в базовом классе, изменения применятся ко всем подклассам.
  • Лучшая организация кода 🗂️: код разбит на логические группы, что упрощает понимание и поддержку.

В итоге, Inheritance в C++ — это мощный инструмент, который значительно облегчает жизнь программиста 💪.

На этом пока все, друзья 🙋️! Попробуйте использовать наследование и расскажите, как оно вам помогло.

10. "Шаблоны: создание универсальных функций в C

Добро пожаловать в увлекательный мир шаблонов на C++!🎉

Шаблоны дают нам возможность писать универсальные функции на C++, то есть мы можем создавать функции, которые работают с различными типами данных. Как же это круто?!😎

Предположим, вы хотите написать функцию, которая складывает два числа. Как правило, приходится писать отдельную функцию для каждого типа данных, таких как int, float, double и т. д. Но с шаблонами нужно написать всего лишь одну функцию!🙌

Вот пример:

template <typename T>
T add(T a, T b) {
  return a + b;
}

Давайте разберем это. Ключевое слово template говорит компилятору, что мы используем шаблон. <typename T> — это объявление параметра шаблона. typename означает, что T является именем типа. Можно использовать ключевое слово class вместо typename.

T после typename означает, что мы создаем новый тип с именем T. Этот тип может быть любым типом данных, например, int, float или даже нашим собственным классом!🤯

Сама функция довольно простая. Мы принимаем два параметра, оба типа T, и возвращаем результат их сложения.

Теперь, когда мы хотим использовать эту функцию, мы можем вызывать ее с любым типом данных:

int x = 3, y = 4;
cout << add<int>(x, y) << endl;

float a = 1.5, b = 2.5;
cout << add<float>(a, b) << endl;

string s1 = "Hello", s2 = "World";
cout << add<string>(s1, s2) << endl;

И вот оно! С помощью шаблонов мы можем создавать 💪мощные и гибкие функции, которые могут работать с любым типом данных. Так что начните использовать шаблоны в своем программировании на C++ уже сегодня.

11. "Контейнеры STL и алгоритмы в C

Добро пожаловать наших учеников на одиннадцатый урок! Сегодня мы поговорим о мощных 🔍 контейнерах и алгоритмах в библиотеке STL для C++. 🚀

В первую очередь, рассмотрим 💼 контейнеры. Представьте, что у вас есть коробка, где можно хранить различные вещи. В C++, контейнеры представляются блоками, в которых можно хранить множество типов данных: целые числа, строки, символы и т.д.

В C++ доступно множество контейнеров, вот лишь некоторые примеры:

  • 📚 Вектор - динамический массив, который позволяет изменять его размер при добавлении или удалении элементов.
  • 📦 Стек - контейнер, который используется как стопка тарелок. Можно добавлять и удалять элементы только сверху.
  • 📓 Список - двунаправленный список, позволяющий вставлять или удалять элементы с начала или конца.

Теперь давайте перейдем к 📈 алгоритмам. Алгоритмы похожи на кулинарные рецепты, которые говорят, как обработать данные, хранящиеся в контейнерах.

Вот несколько часто используемых алгоритмов в C++:

  • 🔎 Найти - находит заданное значение в контейнере и возвращает итератор на его местоположение.
  • 🔀 Сортировка - переставляет элементы в контейнере в порядке возрастания или убывания.
  • 🔗 Объединить - объединяет два отсортированных контейнера в один, сохраняя сортировку.

Контейнеры и алгоритмы вместе позволяют профессионалам C++ манипулировать большими объемами данных быстро и эффективно. 🤓💻 Желаем вам продуктивного кодирования!

12. "Многопоточность: параллельное программирование на C

Добро пожаловать в захватывающий мир параллельного программирования на C++! 🎉

Бывало ли у вас так, что ждете, когда программа завершится? 🕐 Тогда с многопоточностью ваш код будет эффективен и экономичен ⏰, ведь теперь он может выполнять несколько вещей одновременно! 💪

Многопоточность — это возможность запускать несколько потоков (мини-программ) 🏃️🏃️, работающих в вашей основной программе. Это как шеф-повар на кухне, который может готовить несколько блюд одновременно, используя разные устройства! 🍳🥘

Деление программы на несколько мелких управляемых частей делает ее работу более эффективной и быстрой, потому что потоки могут работать независимо друг от друга. 🧩 Например, для игры можно создать несколько потоков: один для игровой механики ⚽️, другой для обработки пользовательского ввода 🕹️ и третий для визуализации графики 🎨. Они работают одновременно и обеспечивают плавную игру. 🤩

Однако, будьте осторожны! Многопоточность может быть сложной, особенно если несколько потоков обращаются к одним и тем же данным или памяти. Это может привести к гонкам или блокировкам 😬, что непросто отлаживать.

В C++ есть механизмы синхронизации, такие как блокировки и мьютексы, которые помогают избежать этих проблем. 💡 Кроме того, стандарт C++11 представил новую библиотеку под названием библиотека потоков, которая упрощает создание и управление потоками. 🎉

Итак, добро пожаловать в мир многопоточности, который может значительно улучшить ваше программирование.