Портал персональных курсов. Узнал, запомнил, воплотил.

Паттерны Проектирования ПО

1. Введение в шаблоны проектирования: строительные блоки

Привет! Добро пожаловать на наш курс "Шаблоны дизайна"! Давайте начнем с основ - строительных блоков 🧱.

🤔 Итак, что такое строительные блоки в шаблонах проектирования программного обеспечения? 🤔

Строительные блоки - это фундаментальные элементы, которые являются основой любого шаблона проектирования. Их можно сравнить с кубиками Lego 🧱 - с их помощью можно создавать множество вещей, но все начинается с одних и тех же основных частей.

🧩 Итак, каковы основные строительные блоки шаблонов проектирования? 🧩

В шаблонах проектирования можно выделить несколько ключевых строительных блоков, которые используются в различных шаблонах. Это:

  • Абстракция: процесс выделения существенных черт чего-либо от второстепенных деталей.
  • Инкапсуляция: упаковка данных и кода в аккуратную упаковку, как подарок, завернутый в оберточную бумагу 🎁.
  • Наследование: создание новых классов на основе существующих. Это сравнимо с приготовлением нового блюда на основе уже существующего рецепта, добавляя свои ингредиенты. 🍽️
  • Полиморфизм: способность объектов принимать различные формы. 🦄

🤔 Хм, это звучит интересно. Но какой смысл в этих строительных блоках? 🤔

Использование стандартных блоков в коде может сделать его более гибким, удобным для повторного использования и проще в сопровождении со временем. Это похоже на набор инструментов 🧰, в который входят различные инструменты, которые можно использовать для создания всего, что вам нужно.

В итоге, эти строительные блоки являются основой шаблонов проектирования. Как только вы поймете их, вы сможете использовать их для создания более сложных и мощных шаблонов, которые помогут решить распространенные проблемы при разработке программного обеспечения.

2. Освоение синглтона: инициализация только один раз

Привет! Рады приветствовать вас на нашем втором уроке по шаблонам проектирования программного обеспечения 🌟. Сегодня мы поговорим об очень важной концепции объектно-ориентированного программирования: Singleton 🙌.

Объектно-ориентированное программирование состоит из множества объектов, которые взаимодействуют друг с другом для достижения определенной задачи. В некоторых ситуациях нам может понадобиться только один экземпляр объекта на протяжении всей жизни приложения.

Вот где в игру вступает шаблон Singleton. Он гарантирует, что в любой момент времени в программе существует только один экземпляр класса и обеспечивает глобальную точку доступа к этому экземпляру. 👨💻

🔑 Основная концепция: инициализация только один раз

Шаблон Singleton предназначен для однократной инициализации. Это означает, что после создания экземпляра Singleton не должно быть возможности создать другой экземпляр этого класса.

Давайте рассмотрим пример: представим, что у нас есть класс Printer, который может печатать документы. Поскольку принтеры являются дорогостоящими ресурсами, мы хотим убедиться, что у нас есть только один экземпляр класса Printer на протяжении всей жизни приложения. Мы можем достичь этого, реализуя шаблон Singleton. 💻

class Printer:
    __instance = None

    @staticmethod 
    def get_instance():
        if Printer.__instance is None:
            Printer()

        return Printer.__instance

    def __init__(self):
        if Printer.__instance is not None:
            raise Exception("Это класс Singleton. Используйте функцию get_instance() вместо создания нового экземпляра.")
        else:
            Printer.__instance = self

    def print_document(self, document):
        print(f"Печатаем документ: {document}")

В приведенном выше коде 👆 мы реализовали шаблон Singleton в классе Printer. В переменной __instance хранится экземпляр Singleton. Метод get_instance() является глобальной точкой доступа к экземпляру Singleton. Метод __init__() проверяет, существует ли экземпляр Printer, и устанавливает переменную __instance, если он не существует. Наконец, метод print_document() просто печатает документ.

🎉 Поздравляем!

Теперь вы знаете, как реализовать шаблон Singleton в Python 🤩. Однако имейте в виду, что шаблон Singleton - мощный инструмент, который можно использовать неправильно, что может привести к некоторым проблемам. Поэтому избегайте ошибок и используйте его с осторожностью! С наилучшими пожеланиями, до встречи на следующем уроке по паттерну Decorator.

3. Как избежать тесной связи: шаблон декоратора

Добро пожаловать! Сегодня мы поговорим о том, как избежать сильной зависимости от шаблона 🎨 Декоратор.

🤔 Подождите, а что такое связь? В программировании связь определяет, насколько тесно связаны два фрагмента кода. Глубокая связь означает, что они слиты вместе, как 🧩 части головоломки, которые нельзя отделить друг от друга, не повредив всю конструкцию. Это может усложнить дальнейшее развитие и поддержку вашего кода со временем.

🎨 Введём шаблон декоратора! Он помогает вам добавлять функциональность к объектам, не изменяя их исходный код. Это, как добавление глазури и украшений на обычный торт 🎂. Торт (объект) остается прежним, но теперь он выглядит более привлекательно (функционал).

Чтобы использовать шаблон декоратора, вы начинаете с объекта, которому нужно добавить новый функционал. Это может быть 📖 книга, 💻 компьютер или что-то другое. Затем вы создаете ряд декораторов, которые добавляют определенный функционал. Каждый декоратор обёртывает исходный объект и добавляет свой собственный функционал.

Но вот что интересно: можно ✂️ смешивать и комбинировать декораторы, чтобы создавать различные комбинации функционала! Это подобно созданию своего собственного супергероя 💪, добавляя способности к базовому персонажу.

Шаблон декоратора помогает избежать сильной зависимости, отделяя функциональность от исходного объекта. Это означает, что возможно изменять и добавлять функциональность, не затрагивая исходный код. 🚀 Это делает ваш код более гибким и простым в обслуживании со временем.

Итак, давайте создавать своих 🦸️ супергероев кода и использовать шаблон декоратора, чтобы добавить к объектам разнообразный функционал.

4. Композитный дизайн: компоновка объектов в дерево

В этом уроке мы рассмотрим, как использовать шаблон составного проектирования для создания древовидной структуры объектов, таких как семейное древо.

Составной шаблон проектирования позволяет легко представлять иерархические отношения между объектами. Создавая древовидную структуру, мы можем комбинировать объекты и создавать более сложные объекты, которыми удобнее управлять.

Допустим, мы хотим создать генеалогическое древо. Для этого мы можем использовать Composite Design Pattern и создать иерархию объектов:

  • Объекты класса Person могут содержать другие объекты класса Person в качестве дочерних элементов.
  • Каждый человек может иметь несколько дочерних элементов, что позволяет создавать поддеревья для различных членов семьи.

Такая структура позволяет легко перемещаться по дереву и находить нужных людей или группы людей.

Кроме того, Composite Design Pattern упрощает добавление новых объектов в дерево. Для этого достаточно создать новый объект Person и добавить его в качестве дочернего элемента соответствующего родительского объекта.

В целом, Composite Design Pattern является мощным инструментом для организации и управления сложными отношениями между объектами. Создавая древовидную структуру, мы можем создавать более эффективный и удобный код. 🌳

5. Шаблон команды: инкапсуляция действий

Привет, друзья! Сегодня мы снова поговорим о 💻 паттернах программирования. И наша сегодняшняя тема – 👉 шаблон команды: инкапсуляция действий.

🧒: Что это такое?

👨💼: Не волнуйтесь, это не так сложно. Шаблон Command посвящен 👉 инкапсуляции. Это означает упаковку некоторых 👉 действий в классе. Затем этот класс можно сохранить и выполнить позже.

🧒: То есть это как положить действие в коробку 📦, и я могу использовать действие, когда захочу?

👨💼: Именно так! Давайте рассмотрим пример. Представьте, что у вас в игре есть призрак 👻, и вы хотите управлять его движением кнопками. Вместо того, чтобы напрямую управлять объектом-призраком, вы можете создать несколько классов 👉 Command, таких как 👉 MoveUpCommand, 👉 MoveDownCommand, 👉 MoveLeftCommand и 👉 MoveRightCommand.

🧒: Значит, в этих классах есть инструкция, как двигать призрака?

👨💼: Вот именно! В каждом классе Command есть метод 👉 execute(), который фактически выполняет движение. Затем вы можете использовать 👉 привязки клавиш или 👉 графические кнопки, чтобы создавать экземпляры классов команд и выполнять их в любое время.

🧒: О, я вижу! Это упрощает разделение 👉 пользовательского ввода и 👉 игровой логики, верно?

👨💼: Да, и это делает код более 👉 гибким и 👉 расширяемым. Вы можете легко добавлять новые команды или изменять поведение существующих, не касаясь основного 👉 кода игры. Кроме того, вы также можете реализовать функции 👉 отмены и 👉 повтора, сохраняя выполненные команды в 👉 списке или 👉 стеке.

🧒: Звучит круто! Можно ли использовать шаблон команды в других сценариях, например 👉 в веб-разработке?

👨💼: Конечно! На самом деле, вы можете использовать шаблон команды, чтобы 👉 инкапсулировать любое действие или поведение, которое необходимо сохранить, выполнить и отменить. Например, вы можете создавать 👉 объекты команд, которые обрабатывают 👉 запросы к базе данных, 👉 запросы API или 👉 события графического интерфейса.

🧒: Круто! Я не могу дождаться, чтобы попробовать это на практике.

👨💼: Отличное отношение, дружище! Помните, что цель шаблона команд – инкапсулировать действия и сделать ваш код более гибким и расширяемым. Продолжайте оборачивать свои действия в классы и смотрите, как это может облегчить вашу жизнь программиста.

6. Шаблон фасада: простой интерфейс для сложной системы

Добро пожаловать! Сегодня мы поговорим об очень интересном шаблоне под названием фасадный узор. 🤩

Итак, что же такое фасадный узор? Давайте представим сложную систему с множеством компонентов. Пытаться взаимодействовать со всеми этими компонентами отдельно может быть очень трудно. Вот почему мы используем шаблон фасада! 😎

Фасадный узор обеспечивает простой интерфейс для работы со сложной системой. Вместо того, чтобы взаимодействовать с каждым компонентом самостоятельно, вы можете использовать фасад, чтобы делать все, что нужно. 🙌

Давайте рассмотрим пример, чтобы понять это более конкретно. Допустим, вы разрабатываете видеоигру. 🎮 В игре присутствует множество компонентов: графика, физический движок, искусственный интеллект и т.д. Если вы хотели бы взаимодействовать с каждым из этих компонентов отдельно, это было бы огромной проблемой! 😩

Но с помощью шаблона фасада вы можете создать простой интерфейс, который позволит вам взаимодействовать с игрой как с целым. Интерфейс может содержать такие методы, как startGame(), pauseGame() и endGame(). Когда вы вызываете эти методы, фасад заботится о взаимодействии со всеми компонентами игры ниже капота. 🚀

Одним из главных преимуществ шаблона фасада является возможность снизить связность между компонентами. Если система содержит множество компонентов, которые должны взаимодействовать друг с другом, это может привести к очень сложному коду. Но используя фасад, вы можете изолировать всю эту сложность и работать с простым интерфейсом. 🤗

Таким образом, фасадный узор обеспечивает способ для взаимодействия со сложной системой через простой интерфейс. Это мощный инструмент для уменьшения сложности и удобства сопровождения вашего кода. 🤓

Так что не бойтесь сложных систем! Просто используйте фасад и упростите себе задачу.

7. Шаблон наблюдателя: Синхронизируйте объекты

Добро пожаловать на урок о паттерне "наблюдатель"! 🎉

Вам когда-нибудь приходилось синхронизировать несколько объектов? Это может быть настоящей проблемой! Но не беспокойтесь, паттерн "наблюдатель" здесь, чтобы помочь! 🦸️‍♀️

Паттерн "наблюдатель" предназначен для синхронизации объектов. Это похоже на иметь своего личного 👀 наблюдателя, который всегда наблюдает и следит за всем.

Как работает этот паттерн? Допустим, у нас есть два объекта - объект А и объект Б. Объект А имеет некоторые важные данные, о которых должен знать объект Б. Вместо того, чтобы постоянно проверять объект B с объектом A, мы можем использовать паттерн "наблюдатель", чтобы объект A уведомлял объект Б всякий раз, когда происходит изменение.

Таким образом, объекту Б не нужно постоянно сверяться с объектом А, а объекту А не нужно беспокоиться об отслеживании того, кто использует его данные. 🙌

В разработке программного обеспечения это действительно мощный инструмент. Это позволяет нам сохранять наши объекты слабо связанными и более простыми в обслуживании. Кроме того, это помогает нам отслеживать, что происходит в нашем коде, что всегда полезно! 🧐

Паттерн "наблюдатель" - это только один из многих шаблонов проектирования, которые могут помочь нам создавать более качественное программное обеспечение. Однако он очень важен, и вы, вероятно, будете его часто использовать. Изучайте, 👨🎓 практикуйтесь и используйте его для написания надежного, удобного в сопровождении и простого в использовании программного обеспечения.